В отличие от общеобразовательных школ, ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната является коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:
Учитывая особенности работы учреждения, воспитание и обучение ведется дифференцированно и, в большей степени, индивидуально, с учетом направленности личности каждого ребенка.
Организация образовательного процесса в школе-интернате реализуется с помощью медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха на разных этапах обучения.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
Выполнение вышеуказанных положений реализуется в следующих формах:
Фронтальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи учащихся с недостатками слуха. Занятия проводит учитель-дефектолог слухового кабинета Непсо З.Э. с обучающимися 1 дополнительного - 3 классов. Содержанием работы является формирование ритмико-интонационной структуры речи, уточнение и обогащение представлений детей о мире неречевых звуков (музыка, пение, звучание музыкальных инструментов, бытовые и природные шумы и т.п.), обучение восприятию на слух детских песен, стихотворений, разучивание небольших детских песен в нужном ритме и темпе. Кроме того, обязательным является обучение произношению: работа над темпом речи, слитностью, словесным и логическим ударением, силой голоса, устранением призвуков и дефектов голоса.
Для фронтальной работы слуховой кабинет оборудован персональными компьютерами-моноблоками американской компании Applеinc. которые оснащены специальными обучающими программами:
«Профессор Хиггинс» - для формирования произносительных навыков; «Баба Яга учится читать» – для формирования словарного запаса детей с недостатками слуха. Благодаря этим программам в игровой форме формируются речевые и произносительные навыки детей с недостатками слуха.
Программы предоставлены фирмой «УНИТОН» (г. Фрязино), работающей над созданием специальной звукоусиливающей аппаратуры и оборудования для работы с детьми с нарушенным слухом.
Кроме того, учитель-дефектолог имеет возможность производить с помощью своего компьютера и связанными локальной сетью персональными компьютерами учащихся различные действия: корректировать работу учеников, исправлять ошибки в произношении и помогать в усвоении словаря. Также на занятиях учитель может использовать при необходимости сканер, проектор с экраном и принтер.
Высокое качество оборудования и эффективность обучающих компьютерных программ значительно улучшают качество формирующихся у учащихся произносительных навыков, стимулируют интерес к приобретению знаний и навыков, повышают познавательную активность учащихся и помогают обогащению словарного запаса.
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи. Для осуществления данной работы в школе оборудованы 9 кабинетов для индивидуальной работы, оснащённых звукоусиливающим оборудованием фирмы «УНИТОН» для работы с одним-двумя учениками. Занятия проводятся ежедневно индивидуально с каждым учеником по 20-25 мин. в соответствии с требованиями методики. Музыкально – ритмические занятия, проводимые учителем музыкальной ритмики Черных В.В., продолжают и дополняют фронтальную работу над способностью воспринимать учащимися совершенство и целостность движений и речи, развивать речевое дыхание, формировать ритмико-интонационную структуру речи, мышление и узнавать знакомое звучание. В результате большинство детей с хорошими и значительными остатками слуха с большим интересом и увлечением занимаются танцами, жестовым пением, а потом демонстрируют свои способности на школьных праздниках, перед родителями, учащимися общеобразовательных школ, участвуют в фестивалях детского творчества в своей республике и российского масштаба.
Все общеобразовательные уроки проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры также фирмы «УНИТОН» коллективного пользования. Оборудованы все классы. Аппараты для индивидуальной работы оснащены специальным дополнительным оборудованием: аппаратом ИНЗ для работы по устранению гнусавости, тактильным вибратором и светофоном для контроля над слитностью речи. На всех фронтальных и индивидуальных занятиях и уроках педагоги широко применяют фонетическую ритмику – сопровождение произношения звуков , слогов и слов движением рук по методике, разработанной поликлиникой «СУВАГ» г. Загреб. Это помогает формировать у детей правильную, грамотную, эмоционально окрашенную речь, доступную для понимания окружающих слышащих людей. Фронтальные занятия во внеклассное время проводятся также с использованием з/у аппаратуры, как индивидуального, так и коллективного пользования. Учитель-дефектолог слухового кабинета с помощью портативного клинического аудиометра регулярно обследует состояние тонального слуха всех учащихся в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства просвещения СССР от 22.07.77 г. Результаты обследования дают возможность определить дальнейшие перспективы каждого ребёнка в развитии речевого слуха и формировании произносительных навыков. Все учащиеся школы протезированы индивидуальными слуховыми аппаратами биноурально по индивидуальной программе реабилитации инвалидов, осуществляемой Отделом социального страхования РА. Неоспоримую роль в коррекционной работе играют ежегодные конкурсы чтецов, которые проходят в различных формах и призваны продемонстрировать успехи учащихся в овладении внятной речью. Это инсценировки, спектакли, КВН, декламация стихотворных текстов поэтов, чей юбилей совпадает с проведением конкурса. Победители получают призы, грамоты, дипломы. Их фотографии вместе с фотографиями учителей помещаются на стенд «Говорим хорошо». Работа с родителями ведётся также с целью реализации коррекционной направленности. Учителя регулярно доводят до сведения родителей, каких успехов в формировании речи достигли дети, предлагают речевой материал, нужный в общении с детьми вне школы, дают рекомендации по организации речевой среды в семье. Кроме того, методическое объединение учителей индивидуальной работы каждую учебную четверть выпускает стенд «Университет для родителей», в котором сообщаются сведения по социальной и психологической поддержке детей с недостатками слуха, о поступлении на рынок новых модификаций индивидуальных слуховых аппаратов, по уходу за аппаратами, по кохлеарной имплантации, а главное – даются рекомендации по сохранению у детей приобретённых произносительных и речевых навыков.
Методическое руководство осуществляется заместителем директора по учебной работе Хиштовой Б.М., заместителем директора по воспитательной работе Винивитиной Г.А. и учителем - дефектологом слухового кабинета Непсо З.Э. в следующих формах:
Спецсеминары проводятся с учетом применения новых технологий в сурдопедагогике и дефектологии. Учителя изучают опыт педагогов других школ России и зарубежных стран. Особое внимание уделено применению компьютерных программ, использованию оргтехники в обучающем процессе.
В последние годы в школе наряду с классами для обучения глухих детей стали создаваться классы для слабослышащих. Появилась необходимость в создании развёрнутых программ по развитию речевого слуха для слабослышащих детей. Типовые программы, предлагаемые Министерством науки и образования РФ, приблизительны, не содержат текстов и необходимого объема речевого материала. Поэтому методическое объединение учителей индивидуальной работы разработало и создало авторские программы по развитию речевого слуха для слабослышащих детей. В работе приняли участие 14 педагогов:
Школа уже шестой год работает по созданным программам и результат удовлетворяет учителей индивидуальной работы.
Стимулирующим для учащихся фактором в сохранении и развитии произносительных навыков являются уголки произношения, находящиеся в каждом классе с 1 по 5 включительно. В них учителя индивидуальной работы помещают результаты формирования звуков речи, а остальные педагоги получают информацию о том, какие звуки на данном этапе необходимо контролировать у учащихся в процессе урока или воспитательского занятия. Единый речевой режим является одним из основных требований, направленных на закрепление усвоенных учащимися с недостатками слуха правильных произносительных навыков. Под единым речевым режимом понимается совокупность единых организованных методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала. Психологическое сопровождение осуществляется профессиональным психологом школы Сапиевой С.Х. Она принимает участие в первоначальном психолого-педагогическом обследовании учащихся с целью определения методики их обучения с применением разноуровневых индивидуальных программ. Проводит своевременное тестирование и осуществляет своевременную психологическую помощь детям.
понедельник – пятница 8.30 – 18.00
Интернат: понедельник – пятница, круглосуточно
Тел: 8(8772) 54-96-81 Факс: 8(8772) 54-88-36понедельник – пятница 9.00 – 17.00
Маршрутными такси №3, 4, 5, 12, 16, 26, 27.