Ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушениями слуха, в том числе с кохлеарной имплантацией, создан на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» в сентябре 2016 года на основании приказа №1147 Министерства образования и науки Республики Адыгея от 01.09.2016 г. «О создании Ресурсного центра развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией» с целью совершенствования коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, в том числе после кохлеарной имплантации, а также осуществления методической и консультативной помощи педагогам, работающим с данной категорией детей и их семьям.
Целью деятельности Ресурсного центра является организационно-методическое сопровождение образования детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией в Республике Адыгея.
Задачами Ресурсного центра являются:
- повышение потенциала системы сопровождения детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией, за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных ресурсов;
- создание единой базы данных детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
- оказание коррекционно-педагогической помощи с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией, обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения или семейного воспитания;
- ведение инновационной и проектной деятельности;
- выявление образовательных потребностей педагогов образовательных учреждений;
- консультирование педагогов, оказание им информационно- методической поддержки по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- повышение квалификации педагогических работников;
- обеспечение информационной поддержки и психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- организация сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- распространение эффективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемому Ресурсным центром направлению через сайт учреждения, электронные СМИ.
Основные направления деятельности Ресурсного центра:
Организационно-методическая работа:
- реабилитация детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- организация консультационной деятельности по всем вопросам сопровождения детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией в образовательном учреждении;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, практикумов по вопросам обучения и реабилитации детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- методическое обеспечение деятельности педагогов в сфере инклюзивного образования;
- разработка системы мер по индивидуальному обучению детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией.
Учебно-методическая работа:
- обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- оказание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией, интегрированным в общеобразовательные учреждения;
- оказание помощи общеобразовательным учреждениям в разработке индивидуальных учебных планов и программ для детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией.
Научно-методическая работа:
- разработка и апробация технологии психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией в условиях общеобразовательного учреждения и семейного воспитания;
- организация деятельности по апробации инновационных образовательных технологий, методик, моделей (форм) организации образовательного процесса и их адаптация к имеющимся условиям функционирования;
- внедрение инновационных образовательных технологий;
- содействие методическим объединениям, педагогам и творческим группам в проведении опытно-экспериментальной, инновационной работы.
Информационно-методическая работа:
- формирование банка педагогической и методической информации но реализуемому направлению деятельности;
- создание медиатеки, предназначенной для работы с педагогами и родителями;
- информационная поддержка образовательного процесса детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- подготовка методических рекомендаций по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по реализуемому направлению деятельности.
Ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушениями слуха, в том числе с кохлеарной имплантацией, за время своей работы взаимодействовал дошкольными организациями, где обучаются дети с нарушениями слуха. Это МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23», МБДОУ «Детский сад №11», МБДОУ «Детский сад №14».
С педагогами МБДОУ «Д/с №23» проведены:
- консультации для педагогов детского сада №23;
- занятие для педагогов «Главные правила обучения и развития ребенка с нарушенным слухом»;
- рекомендации по общению, обучению ребенка со сниженным слухом.
- подобран методический материал для составления образовательной программы для детей с нарушениями слуха, даны рекомендации по составлению образовательной программы.
Помимо консультаций и занятий с педагогами МБДОУ «Д/с№23» проведена консультация с родительницей ребенка с нарушением слуха, посещающим данный детский сад, по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Для педагогов МБДОУ «Детский сад №11», МБДОУ «Детский сад №14» проведены консультации с рекомендациями по общению, обучению ребенка со сниженным слухом, подобран методический материал для составления образовательной программы для детей с нарушениями слуха, даны рекомендации по составлению образовательной программы.